Как классифицируются современные моторные масла
Современные автомобильные масла классифицируются исходя из принятых параметров и характеристик продукции, сведённых в структурированную базу. Причём классификацию осуществляют организации и сообщества, применяющие определённые параметры, свойства продукта, внося их как стандарт.
Следовательно, для производителей автомасел необходимо соответствовать стандартам классификации, для осуществления своей деятельности, иначе они просто не попадут на рынок. Если говорить простым и понятным языком, то это похоже на версии боксёрских поясов, где каждая организация вводит свой вариант титула, который котируется исходя из субъективных оценок признания, единого чемпионского пояса в профессиональном боксе как бы не существует. Вот и здесь необходимо соответствовать конкретному стандарту и в конкретно принятом государстве.
Стандарты, как правило, именуются исходя из наименовании организации. Например: Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API), Европейская ассоциация производителей автомобилей (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles, ACEA), Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automotive Standards Organization, JASO) и Общество инженеров автомобильной промышленности (Society of Automotive Engineers, SAE).
Разрабатываемые нормы классификаций смазочных материалов формируются исходя из технических характеристик, физических свойств, результатов испытания масел в двигателе.
Классификация моторных масел по API
Один из котируемых вариантов классификации масел это API, на сегодняшний день признан практически во всем мире.
Знак сертификации API «Звезда» | Сервисный знак API «Пончик» | Знак сертификации API «Щит» |
Для бензиновых двигателей существует следующий вариант классификации:
- API SL. Данный класс ориентирован на бензиновые двигатели произведённых до 2004 года. Описаны масла и каталогизированы по совместимости с катализаторами, повышены требования по испаряемости, энергосберегающим, антиокислительным, моющим и противоизносным свойствам.
- API SM. Принят в 2004 году. В классе ужесточены требования по стойкости к окислению и свойствам масел при отрицательных температурах. Добавлены ограничения содержания фосфора до 800 ppm для масел xW-20 и xW-30.
- API SN. Данный класс сильно отличается от своих предшественников SM или SL. Можно сказать это новая веха классификаций моторных масел. Ужесточены требования и нормы к содержанию фосфора для совместимости с каталитическими нейтрализаторами, обеспечению износостойкости и энергосбережению. Масла API SN можно использовать в ДВС работающих на биотопливе. Действует лимит на содержание фосфора 800 ppm для масел xW-20 и xW-30.
- API SN+. Можно сказать, что это подкласс API, который ввели в связи с дополнительным тестом на феномен неконтролируемого преждевременного воспламенения топливновоздушной смеси - Sequence IX.
- API SP. Данный класс превосходит своих предшественников по новым критериям и требованиям, исходя из полученных данных тестирования. Поэтому его принято считать наиболее прорывным в вопросе классификации моторных масел. Вот основной перечень критериев: защита от цепи ГРМ, защита от высокотемпературных отложений на поршне, защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре, защита от неконтролируемого преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI, Low Speed Pre-Ignition).
Теперь скажем немного о LSPI, так называемом неконтролируемом воспламенении топливовоздушной смеси. Характерна данная проблема для линейки двигателей GDI, TSI и т.п., в которых осуществляется воспламенение смеси в камере сгорания на малых и средних оборотах, до полного такта сжатия. Причиной тому служит попадание мельчайших частиц масла в камеру сгорания.
Тест носит название API Sequence IX, который проводится по методике Ford на двигателе Ecoboost T20HDTX. Согласно требованиям, за время испытания допускается не более 5 случаев LSPI.
Классификация моторных масел API для дизельных двигателей
- API CF-4. Данный стандарт масел разработан и обеспечивает защиту от нагара на поршнях, снижает расход угара. Применяется в четырёхтактных дизельных двигателях, работающих на высоких скоростях.
- API CF-2. Предназначен для использования в двухтактных дизельных двигателях. Призван предотвращать стирание цилиндров и колец.
- API CG-4. Стандарт разработан для эффективного подавления образования высокотемпературного нагара, износа, образования сажи, пены и окисления. Правда есть недостаток, это зависимость масла от качества топлива.
- API CH-4. Обладает повышенными требованиями к снижению износа клапанов и образованию нагара.
- API CI-4. Разработан в 2002 году. Основной упор сделан на улучшение моюще-диспергирующие свойства, высокую устойчивость к термическому окислению, значительно уменьшен расход на угар, улучшены показатели на холодную прокачиваемость масла, в сравнении с маслами стандарта CH-4.
- API CI-4 Plus. Улучшенный стандарт API CI-4, где дополнительно более жёсткие требования к уровню сажи в дизельных двигателях.
- API CJ-4. Данный стандарт был введён в 2006 году. Масла данного класса предназначены для дизельных ДВС оборудованных сажевыми фильтрами и прочими системами обработки выхлопных газов. Причём в данном варианте допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.
- API CK-4. Стандарт, разработанный на базе предшественника CJ-4. Внесены два новых моторных теста, аэрацию и окисление, и ужесточён один лабораторный. Допускается использование топлива с содержанием серы до 500 ppm.
- API FA-4. Применяется для дизельных моторных масел SAE xW-30 и HTHS от 2,9 до 3,2 сП. Используются в высокоскоростных четырёхцилиндровых двигателях, имеют хорошую совместимость с каталитическими нейтрализаторами, сажевыми фильтрами. Допустимое содержание серы в топливе не более 15 ppm. Стандарт не является обратно совместимым с предыдущими спецификациями.
Классификация моторных масел по SAE
В России достаточно распространённый вариант классификации моторных масел. Предполагает деление масел на зимние, летние и всесезонные. Основным критерием применения считается вязкость масла. Для зимних масел применяется литера W (например,SAE 10W), летние масла обозначаются цифрой (SAE 60, SAE 40), следовательно, всесезонные масла совмещают оба значения (SAE 10W-40). Далее масла классифицируются по дополнительным свойствам: кинематической вязкости, вязкости прокачивания (MRV), вязкости прокрутки (CCS) и высокотемпературной вязкости (HTHS).
Классификация моторных масел по ILSAC
Данный стандарт был создан Японской ассоциацией производителей автомобилей (JAMA), совместно с Американской ассоциацией производителей (AAMA). Основной целью создания Международного комитета апробации моторных масел (ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee), было ужесточение требований к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
Вот основный перечень особенностей ILSAC классификации масел:
- пониженная вязкость масел;
- сниженная склонность к пенообразованию (ASTM D892/D6082 Sequence I–IV);
- минимальные показатели содержания фосфора (для увеличения срока службы каталитического нейтрализатора);
- улучшенная фильтруемость при низких температурах (испытание GM);
- повышенная стойкость к сдвигу (масло выполняет свои функции даже при повышенном давлении);
- улучшенная топливная экономичность (испытание ASTM, Sequence VIA);
- низкая летучесть (по NOACK или ASTM).
Классификация моторных масел по ACEA
Одна из старейших ассоциаций в Европе, созданная в 1991 году и объединившая 15 крупнейших производителей автомобилей. Учредили ACEA это: BMW, DAF, Daimler-Benz, FIAT, Ford, General Motors Europe, MAN, Porsche, Renault, Rolls Royce, Rover, Saab-Scania, Volkswagen, Volvo Car и AB Volvo. В последнее время сюда добавились и азиатски автоконцерны - Honda, Toyota и Hyndai.
Требования Европейских Автопроизводителей к моторным маслам достаточно жестки и для примера привышают требования Американского Института Нефти. Чтобы соответствовать классификации масел ACEA, производитель должен провести испытания продукта согласно требованиям EELQMS и состоять в ATIEL. Причём с 2021 года, классификация масел ACEA претерпела изменения и дополнения. Повысились требования к свойству масел на преждевременное воспламенение LSPI и сокращение отложений в турбодвигателях.
Класс | Обозначение |
Масла для бензиновых двигателей | Ax |
Масла для дизельных двигателей до 2,5 л | Bx |
Масла для бензиновых и дизельных двигателей, оснащенных нейтрализаторами отработавших газов | Cx |
Масла для дизельных двигателей свыше 2,5 л (для мощных дизелей грузовых автомобилей с тяжелыми условиями эксплуатации) | Ex |
Таблица №1 «Классификация моторных масел по ACEA»
В каждом классе существует несколько категорий, которые обозначаются арабскими цифрами (напр., A5, B4, C3, E7 и т.д.):
1 — энергосберегающие масла;
2 — масла широкого потребления;
3 — масла повышенного качества с продленным сроком замены;
4 — новейшая категория масел с высочайшими эксплуатационными свойствами.
Чем выше цифра, тем выше требования к маслам (искл. A1 и B1).
- 1
- 2
- 3
- Следующая >